[Греч. Πολυκράτης] († после 195), еп. Эфесский (90-е гг. II в.), участник Пасхальных споров. Известно, что П. происходил из семьи, в к-рой ранее 7 его родственников были епископами (Euseb. Hist. eccl. V 24). Будучи авторитетным лицом среди епископов провинции Асия, П. от лица этих кафедр обратился к Римскому еп. (папе) свт. Виктору I с посланием, в к-ром обосновал восточный обычай празднования Пасхи. Письмо П. сохранилось в изложении «Церковной истории» Евсевия Памфила (Ibid. III 31; V 24.2-8) и в трактате «О знаменитых мужах» блж. Иеронима (Hieron. De vir. illustr. 45); расхождения между версиями текста незначительны.
Евсевий упоминает также, что сохранилось «письменное свидетельство о правоте веры», составленное П. (Euseb. Hist. eccl. V 22), но до наст. времени этот текст не дошел. Т. о., послание к еп. Виктору является единственным сохранившимся произведением П. Оно было написано ок. 190 г., в период активного обсуждения вопроса об определении даты празднования Пасхи христианами, либо в 14-й день нисана, либо в воскресенье после него. П. отстаивает обычай празднования Пасхи 14-го нисана вне зависимости от дня недели и одновременно с началом евр. Песаха. Согласно П., эта традиция не прекращалась в М. Азии со времен св. апостолов Иоанна Богослова и Филиппа. Необходимость отстаивать эту позицию была вызвана тем, что большинство христ. общин к тому времени, и в т. ч. римская, праздновали Пасху в 1-е воскресение после 14-го нисана, основываясь в свою очередь на предании св. апостолов Петра и Павла. Свою позицию в споре П. объясняет тем, что она неукоснительно следует Евангелию и ее последователи были «великими светилами веры». Послание подписала большая группа епископов из М. Азии, имена к-рых в известных версиях письма опущены.
В ответ на это послание еп. Виктор принял решение письменно отлучить приверженцев празднования Пасхи 14-го нисана, однако свт. Иринею Лионскому, по-видимому, удалось вскоре найти компромиссное решение (Ibid. V 24). В послании к папе Римскому, к-рое свт. Ириней писал от лица Церкви Галлии (Ibidem), сравнивались традиции празднования Пасхи с разной продолжительностью соблюдения отдельными общинами Великого поста. Последнее было вызвано разнообразием древних обычаев и, по его наблюдению, не вызывало церковных разногласий. Свою мысль он подкрепляет упоминанием того, что в прежние годы сщмч. Поликарп Смирнский и свт. Аникет, еп. (папа) Римский, несмотря на ряд разногласий, вопрос Пасхалии не считали нужным обсуждать (Ibidem).
Письмо П. содержит указание на традицию почитания святых в М. Азии. П. упоминает о местах погребения апостолов Иоанна Богослова в Эфесе, Филиппа и 3 его дочерей в Иераполе Фригийском и Эфесе, Поликарпа в Смирне и др. (Ibid. III 31; V 24).
Дата смерти П. неизвестна; блж. Иероним уточняет, что он жил в правление имп. Септимия Севера (193-211).